Пастель Эдгара Дега «Балерины в голубом» (или «Голубые танцовщицы»; Danseuses bleues), созданная в 1897 году, входит в список семи главных шедевров московского Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В коммерческом доходе художника это была одна из самых дорогих картин, - она продана за 60 тысяч франков, что в те времена считалось баснословной суммой. Картину приобрел для частной галереи крупный московский коллекционер Сергей Щукин. До 1918 года картина хранилась в его особняке в Большом Знаменском переулке. Коллекция Щукина была реорганизована в Государственный музей нового западного искусства, просуществовавший до 1948 года. После закрытия этого музея галерея Щукина была разделена между ГМИИ им. Пушкина и Эрмитажем.
В технике пастели, масляной живописи и рисунка Дега часто изображал танцовщиц перед выходом на сцену. Он работал с натуры за кулисами Парижской оперы и кафе-концертов. Художник также часто пользовался собственными фотографиями балерин. Его увлекала каждая стадия движения. В архиве Дега сохранились негативы, на которых снята одна и та же танцовщица в разные моменты движения. Эти снимки и использовались художником в создании пастели «Балерины в голубом».
В 1909 году Москву посетил художник Морис Дени. Увидев в домашней галерее Щукина картину «Балерины в голубом», Дени оставил отзыв: «В большом салоне - голубой Дега, - самый прекрасный, самый звонкий и самый новый».
Эдга́р Дега́ (Edgar Degas; полное имя: Иле́р-Жерме́н-Эдга́р де Га; 1834-1917) — французский живописец, известнейший импрессионист. С детства увлекался рисованием. Стремясь к совершенству, он кропотливо отрабатывал каждую деталь. Несмотря на многочисленные эскизы, ни одну из своих картин Дега не считал завершенной.
В 1854 году, в возрасте 20 лет, Дега начал учебу в мастерской Ламота. Эталоном он считал работы Энгра и Пуссена. Копии их картин, воспроизведенные Дега, невозможно отличить от оригиналов. Дега несколько раз посетил Италию, изучая живописные шедевры эпохи Возрождения, повлиявшие на ранний период его творчества, когда картины Дега привлекали красочностью, четкостью рисунка и реалистической правдивостью.
На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открыл собственную мастерскую в Париже. Основой его творчества являлись портреты и исторические сюжеты. Позднее его заинтересовали современные сцены, особенно балет, опера и скачки.
Поворотным событием в творчестве Дега стала дружба с Эдуардом Мане, приведшим Эдгара в содружество импрессионистов. Большинство из них работало на открытом воздухе, в то время как Дега предпочитал мир театра и кафешантана. Дега, прошедший школу реализма, отличался среди импрессионистов точностью изображения, динамичностью, неожиданными ракурсами и крупными планами. Интересно то, что сам художник отвергал термин «импрессионизм» и умышленно дистанцировался от этого направления.
Судьба художника складывалась сложно. Во времена франко-прусской войны он добровольцем служил в пехоте, где во время стрельбищ впервые обнаружились его проблемы со зрением, обернувшиеся к концу жизни полной слепотой. В течение тринадцати лет он скитался по свету, побывав в Великобритании и США. По возвращении в Париж в 1873 году его постигла смерть отца, оставившего художнику крупные денежные долги. Пришлось продать дом, отцовскую коллекцию картин старых мастеров и часть собственных картин. С этого момента Эдгар Дега регулярно участвовал в художественных выставках, которые стали для него источником не только громкой славы, но и коммерческого дохода.
Эдгар Дега скончался в Париже в сентябре 1917 года в Париже в возрасте 83 лет.