Пабло Пикассо (Pablo Picasso; полное имя: Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо, 1881-1973) — испанский и французский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер; основоположник кубизма.
По статистике Музея современного искусства (Нью-Йорк), Пикассо создал около 20 тысяч работ, став при этом самым дорогим художником в мире: суммарная стоимость его официальных продаж составила более 270 миллионов долларов. Максимальной цены достигла картина «Алжирские женщины», проданная в 2015 году за 179 миллионов долларов и ставшая самым дорогим произведением, когда-либо проданным на аукционах. Его полотна занимают первое место и по количеству похищений.
Родился в Малаге (Испания), в семье учителя рисования, получив первые уроки живописи от отца и в возрасте восьми лет уже нарисовав вполне серьезную картину маслом. Переезжая вместе с родителями, в 1894-95 годах он прошел обучение в художественных школах Ла-Коруньи и Барселоны. Пабло было в то время лишь 14 лет, и к экзаменам в знаменитую школу Ла-Лонха он был допущен по возрасту лишь в порядке исключения. Первые работы он подписывал фамилией отца Ruiz Blasco, затем выбрал фамилию матери — Picasso. В 1897 году Пабло самостоятельно уехал в Мадрид, где поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо, хотя основной целью переезда для него было изучение живописи Музея Прадо. Вернувшись через год в Барселону, он провел две персональные выставки. Цвета Пикассо использует для передачи настроения. Начало 1900-х годов отмечено депрессивным «голубым периодом», посвященным мрачным городским темам. Настроение творчества меняется при переезде в Париж в 1904 году: «розовый период» Пикассо изображает сентиментальные театрально-акробатические сцены. Увлечение прямолинейной африканской скульптурой приводит его к находке абсолютно новой формы изображения, получившей термин «кубизм», напрочь отвергавший реализм и изобразительно-познавательную функцию живописи. Начиная с 1907 года изображения его картин трансформировались в монохромные геометрические блоки, игнорирующие объемы и пропорции предметов; даже воздушное пространство у Пикассо превратилось в твердое тело. Следующий стилистический поворот созрел к 1925 году, когда картины Пикассо обернулись в сюрреализм, близкий к галлюцинациям и хаосу.
К участию в театральных постановках Пикассо уговорили Жан Кокто и Эрик Сати, написавшие авангардный сюрреалистический балет «Парад» для «Русского балета» Сергея Дягилева. Грандиозный скандал в мае 1917 года на премьере балета в парижском театре «Шатле» лишь вознес популярность художника и соавторов, и сотрудничество с «Русским балетом» продолжилось.
Балет «Парад» сыграл судьбоносную роль в жизни Пикассо: в 1918 году, на репетициях римской постановки, Пабло познакомился с балериной Ольгой Хохловой, ставшей его первой женой. Свадьба прошла в русской церкви Парижа, свидетелем приглашен Жан Кокто. Спустя три года у них родился сын Пауло, который в зрелые годы работал у Пикассо водителем.
В 1930 году, с приобретением нормандского замка XVII века в Буажелу, Пикассо увлекся скульптурой: за 5 лет он изваял 150 фигур. Новой «музой» и моделью скульптора явилась семнадцатилетняя Мария-Тереза Вальтер, родившая в 1935 году дочь Пикассо. Это событие стало причиной окончательного разрыва со стороны Хохловой.
Второй женой Пикассо стала Жаклин Рок. Официальный брак зарегистрирован в 1961 году, хотя фактически они жили вместе с 1953 года и до конца жизни Пикассо, которой посвятил Жаклин более 400 портретов (из которых 160 написаны лишь за один 1963 год). История отношений чрезвычайно романтична: первым признанием художника стал голубь, нарисованный мелом а стене её дома. Затем в течение полугода он ежедневно дарил её по одной розе, - до тех пор, пока на дождался согласия.
Пикассо умер в возрасте 91 года, — 8 апреля 1973 года в Мужене, на собственной вилле Нотр-Дам-де-Ви. Похоронен возле принадлежавшего ему замка Воверанг на юге Франции.