Мари Лорансен - французская художница, гравер и книжный иллюстратор.
Мари была хрупкой и изящной девушкой.
Гийом Аполлинер так описывал Лорансен в письме к одной из своих знакомых:
«Это парижский ребёнок… Она вся полна ребяческого очарования. Представьте себе, что она пришла проведать меня на улице Гро, проскакав на верёвочке вдоль всего сада».
Мари Лорансен была почти ровесницей Пикассо. Она родилась 31 октября 1883 года в Париже, чем предрекла себе неминуемую дружбу с передовыми художниками века. Мари была незаконнорожденной дочерью прокурора и швеи. Мать художницы была строга и сурова, но Мари относилась к ней с почтением и продолжала жить с ней до самой её смерти.
Конечно, никакой дружбы с Пикассо не было бы, если бы Мари не решила однажды посвятить себя живописи.
Интерес и способности к рисованию Мари обнаружила ещё в подростковом возрасте, а в 1901 году мать нашла им разумное применение, отправив дочь обучаться росписи фарфора в Севр, пригород Парижа. Закончив обучение, Мари вернулась в Париж и поступила в Академию Эмбера, где всерьез занялась изучением живописи.
В академии она сразу обрела новых друзей, среди которых были модельер Жорж Лепап и художник Жорж Брак.
В 1903 году Мари начала учиться гравюре в ателье художника Луи Жуа-Путреля. В 1905 - написала свои первые автопортреты маслом и напечатала первые графические работы.
В том же году она впервые выставляется на «Осеннем салоне», где знакомится с искусством фовистов: Матисса, Анри Руссо, Мангена, Дерена, Вламинка, Марке, Камуана, Ван Донгена, Руо. Под их влиянием Мари меняет интересы в живописном стиле.
Фовисты и знакомство с Пабло Пикассо в равной степени повлияли на её творчество. Искусство Мари Лорансен часто причисляют к кубизму. Но, вдохновившись новыми направлениями, художнице удалось создать свой собственный неповторимый стиль, который сложился уже к 1910 году. Мари экспериментирует с кубизмом со свойственной её натуре изяществом и женской утонченностью. Критики называли её работы «кубизмом рококо» и «деликатным кубизмом».
Годы молодости Мари Лорансен были по-настоящему бурными. В марте 1906 года в мастерской Брака она знакомится с Анри-Пьером Роше, - коллекционером, арт-дилером и другом первых знаменитостей.
Анри-Пьер обсуждал с Мари творческие планы, давал советы, знакомил с нужными людьми. Он стал её первым покупателем и коллекционером, в его коллекцию в итоге вошли 140 её работ. Именно по его совету в 1907 году Мари Лорансен впервые участвует в выставке Салона Независимых, где её картины получают признание. В этом же году Пабло Пикассо знакомит Мари со своим другом, поэтом Гийомом Аполлинером. Это была любовь с первого взгляда. Ей 23 года, ему - 26. Она - молодая талантливая художница, он - известный поэт и критик. В 1908 году Аполлинер заказал парный портрет с Мари у самого́ Анри Руссо. Отношения Гийома и Мари длились 5 лет.
Поддержка Аполлинера, высоко ценившего её талант и индивидуальность, сыграла большую роль и в творческом утверждении Мари. Она отказалась от изображения привычных для кубизма бытовых предметов. Героями её полотен стали прекрасные музицирующие или танцующие девушки, окруженные романтичными растениями, животными и птицами.
С 1909 по 1913 годы Мари много работает и активно выставляется. Приходит к ней и коммерческий успех, - она добилась контракта с Полем Розенбергом, обеспечив себе финансовую стабильность.
В мировой поэзии образ Мари навсегда остался в любовной лирике Аполлинера. Когда Сорбонна начала записывать на фонограф величайших из живущих поэтов, Аполлинер записал свой «Мост Мирабо», - стихи, написанные на расставание с Мари Лорансен.