«Даже если вы не умеете танцевать, вам в заслугу будет умение делать реверанс и поклон», - писал в конце XVII века выдающийся учитель танца Рамо. Справедливое утверждение. В ту пору умение крутить реверансы свидетельствовало о принадлежности к светскому обществу. Предполагалось, что человек, постигший все тонкости и премудрости светского поведения, принадлежит к тому обществу, в котором нужно уметь легко и свободно раскланиваться. Неудивительно, что в балете, танце светского общества, искусству поклона уделяется много внимания. Картина Эдгара Дега иллюстрирует грациозную технику поклона более чем убедительно. Мы видим четыре стадии глубокого поклона балерины. Наклоны головы, движение рук и тела на полотне картины – словно детальный урок триумфального поклона танцовщиц после сыгранной партии. Учимся и вдохновляемся!
Интересно то, что одинаковый сюжет и совпадающие позы интерпретированы Эдгаром Дега четырежды: в картине 1898 года «Танцовщицы», двух одноименных версиях «Четыре балерины» 1903 года и картине 1904 года «Балерины в зеленом и желтом».
Картина «Четыре балерины» (Quatre danseuses) написана в 1903 году, пастелью по бумаге, оригинальный размер: 84×73 см.
Эдга́р Дега́ (Edgar Degas; полное имя: Иле́р-Жерме́н-Эдга́р де Га; 1834-1917) — французский живописец, известнейший импрессионист. С детства увлекался рисованием. Стремясь к совершенству, он кропотливо отрабатывал каждую деталь. Несмотря на многочисленные эскизы, ни одну из своих картин Дега не считал завершенной.
В 1854 году, в возрасте 20 лет, Дега начал учебу в мастерской Ламота. Эталоном он считал работы Энгра и Пуссена. Копии их картин, воспроизведенные Дега, невозможно отличить от оригиналов. Дега несколько раз посетил Италию, изучая живописные шедевры эпохи Возрождения, повлиявшие на ранний период его творчества, когда картины Дега привлекали красочностью, четкостью рисунка и реалистической правдивостью.
На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открыл собственную мастерскую в Париже. Основой его творчества являлись портреты и исторические сюжеты. Позднее его заинтересовали современные сцены, особенно балет, опера и скачки.
Поворотным событием в творчестве Дега стала дружба с Эдуардом Мане, приведшим Эдгара в содружество импрессионистов. Большинство из них работало на открытом воздухе, в то время как Дега предпочитал мир театра и кафешантана. Дега, прошедший школу реализма, отличался среди импрессионистов точностью изображения, динамичностью, неожиданными ракурсами и крупными планами. Интересно то, что сам художник отвергал термин «импрессионизм» и умышленно дистанцировался от этого направления.
Судьба художника складывалась сложно. Во времена франко-прусской войны он добровольцем служил в пехоте, где во время стрельбищ впервые обнаружились его проблемы со зрением, обернувшиеся к концу жизни полной слепотой. В течение тринадцати лет он скитался по свету, побывав в Великобритании и США. По возвращении в Париж в 1873 году его постигла смерть отца, оставившего художнику крупные денежные долги. Пришлось продать дом, отцовскую коллекцию картин старых мастеров и часть собственных картин. С этого момента Эдгар Дега регулярно участвовал в художественных выставках, которые стали для него источником не только громкой славы, но и коммерческого дохода.
Эдгар Дега скончался в Париже в сентябре 1917 года в Париже в возрасте 83 лет.